Iter Magus Mortem. Глава 4. Знание и Незнание

Очередная глава книги вышла с явным шаманским уклоном. Видимо, сказывается работа в новой системе :) Тем не менее, выкладываю. Читайте, комментируйте.

— Сегодня у нас будет своеобразный урок, — Мастер шагал по тропинке, заложив одну руку за спину, а во второй крутил травинку, помахивая ею в такт шагам, — сегодня мы рассмотрим всего одно понятие, одно-единственное. Но оно навсегда изменит твое мировоззрение.
— Это какое же? — ученик заинтригованно посмотрел на Мастера, но тот никак не ответил на взгляд, продолжая помахивать травинкой.
— А вот сейчас дойдем и расскажу.

Лесная дорога постепенно сузилась и в итоге превратилась в еле заметную тропку, по которой уже не получалось идти рядом, поэтому ученик пропустил Мастера вперед и потопал следом.
— Топаешь и пыхтишь, как стадо слоних на сносях, — прокомментировал Мастер.
Ученик насупился. Как-то раз он уже попробовал возразить, тогда Мастер попросил завязать себе глаза и взял в руки палку. Ученику было велено просто тихо подойти и дотронуться до Мастера рукой. Если Мастер услышит крадущегося ученика, то врежет ему палкой. В тот день ученик узнал много нового о том, как подкрадываться НЕ надо… В свою очередь, когда ученику завязали глаза и дали палку, подзатыльники и шлепки от бесшумно движущегося учителя не заставили себя ждать. С тех пор шутка про «беременных слоних» стала почти дежурной.

Наконец, тропинка кончилась и перед «группой в полтора мага» открылась большая лесная поляна.
— Ты знаешь это место? — спросил Мастер.
— Да, конечно. Это наше рабочее место. Вот там Круг, посреди него — Алтарь, вот под этим деревом спрятана вода…
— Раззнай его.
— … а за тем стоит лопата.. Что?..
— Раззнай это место.
Выдав такое странное задание, учитель уселся на бревнышко и, казалось, задремал.

Спустя примерно час, ученик собрал в который раз попытавшиеся разбежаться мозги и подошел к Мастеру.
— Учитель, кажется я не понимаю задание.
Мастер открыл глаза и секунду смотрел на ученика, как на странное природное явление. Потом, кажется, узнал и принял привычный ехидный вид.
— Ну вот давай попробуем подумать. Ты знаешь, что лежит вот под этим листиком? — Мастер ткнул пальцем в сухой лист орешника, валяющийся под ногами.
— Эмм… нет. Но там, наверное, земля… или муравьи, или…
— Не знаешь. А что вот тут под корнями пня шуршит?
Ученик прислушался.
— Нет, но это мышь, наверное?
— Если просуммировать все, что ты знаешь об этом месте и все, чего ты о нем не знаешь, то получится, что на фоне массы незнания, твое знание — ничтожно.
— Ну, да. Так и получится — признал ученик.
— Так в чем тогда сложность раззнания этого места, если твое знание о нем и так сплошной пшик? Зачем твой разум цепляется за жалкие клочки информации, упуская миллионы фактов? Все просто. Тебя держит страх. Страх более глубокого уровня, нежели страхи животные. Этот страх не дает тебе вылезти за пределы той маленькой коробочки ИЗВЕСТНОГО, которую ты усиленно стараешься увеличить, добывая информацию о ранее НЕИЗВЕСТНОМ. Но вот беда — сколько ты коробочку ни расширяй, она никогда не охватит ВСЁ. Человек — существо, от рождения скованное границами известного ему мира.
— И кто же его сковал?
— А хрен его знает. Я думаю, он сам это сделал. Сработал какой-то защитный механизм, который спас развитие цивилизации, оградив зону деятельности, и тем самым увеличив в этой зоне интенсивность роста. Ну, как в примере с водопроводной трубой — диаметр уменьшается, скорость течения растет. Вспомни тех же шумеров, как они рассуждали? Есть Эден — город. Есть Калам — видимая и частично возделанная степь вокруг города. А остальное? Остальной мир? Он — Кур. То есть, запретная земля, земля не для людей. То есть в пятом тысячелетии до нашей эры люди уже были загнаны в коробочки информации о мире, который им разрешен. Но во все времена были уникумы — жрецы, шаманы, а позже и маги, которые понимали зыбкость ограничения мира разрешенной информацией. И первый фокус, которому они учили своих последователей — это умение раззнать известный мир. Тогда границы просто исчезали как ненужный артефакт, и мир начинал показывать совершенно новые грани, места, явления, а шаман учился у всего этого.
Учитель отбросил сломавшуюся травинку и протянув руку к разлапистому кусту, сорвал веточку папоротника.

— Какая-то очень глубокая мысль… – было видно, что ученик не очень понимает.
— На самом деле, все просто. Когда-то один мудрый колдун подал мне интереснейшую мысль. Вроде бы очевидную, но, как и все лежащее на поверхности, совершенно незаметную. Вот все вещество в нашем мире состоит из чего?
— Из атомов, молекул…
— А они?
— Из ядер, электронов…
— А ты представляешь себе, как соотносятся по размеру ядра атомов и расстояние от ядра до электрона?
— Ну, насколько я помню физику, расстояние в очень много раз превышает габариты ядра…
— Ага. А чем заполнено пространство между ядрами и электронами? Все это невообразимо огромное место, которое есть в каждом атоме?
— Эмм.. ну ничем. Пустотой?
— Именно. То есть, на уровне материи, мир человека ограничен тем, что «не есть пустота», даже не смотря на то, что сам человек состоит в основном именно из пустоты. А на уровне информации о мире, мир человека ограничен как раз «коробочкой знания». Раззнай, сотри границы дозволенного, и ничто не сможет тебя ограничивать ни в развитии, ни в воздействии на реальность.
Веточка в руке учителя описала круг, как бы указывая сразу на все окружающее, и замерла перед носом ученика, который только сейчас заметил одну незначительную, но совершенно невозможную деталь – на самом кончике папоротникового листа покачивался тяжелый алый бутон.

  1. Для развития и преодоления границ известного не редко используют «неделание», т.е. ищут различные способы, которые превратили бы обычные действия по взаимодействию с миром во что-то неизвестное.
    Человеческая тяга к привычному и известному очень сильна как раз из-за страха неизвестного (страха неудач), поэтому любая новая информация осваивается с трудом.

    • Видимо, я как-то слишком уж упростил изложение, раз второй человек понимает статью по-своему и довольно далеко от вложенного мной смысла )) Посмотрим, что дальше напишут )

      • Я просто продолжила мысль того, что :
        первое, что человеческое представление о мире ограничено и на нем он и останавливается в большинстве случаев
        и второе, как следствие, человеческая полоса восприятия ограничена очень узкой полосой эманаций.
        Что я упустила?

  2. Saturnus сказал:

    Селар, вы как то со стороны пишите книгу. Конечно, можно сказать что это черновик, общая зарисовка большой картины. Но уж очень кратко выглядят главы.

    По теме главы — изучение окружающего микрокосма должно идти до макрокосма, а не наоборот? Думаю вы это задумывали.

    • Да, это черновик, но я и сам замечаю, что пишу кратко. Сказывается многолетняя привычка излагать по делу, не растекаясь образами ) Никогда не умел как сейчас модно — взять полторы умных мысли и раздуть из них книгу.

  3. Рафаил сказал:

    Мне понравилось. И вправду смотреть на мир без привычных иллюзий и пониманий тяжко, а во многом даже жутко, ведь понимаешь что почти ничего не знаешь, а многие знание которые изучались годами и объясняли почти всё- на деле лишь самая верхушка айсберга. Но тем не менее полезно, смотреть на окружающие вещи и мир максимально воспринимая его и видя, нежели просто видеть что знаешь и привык.

  4. Mavr сказал:

    Определённо понравилось.
    Изложение более практическое , чем художественное. Но это скорее полезно для понимания. Да и книга то не в стиле заумной философии. Чётко, по делу. Да и книга не о дасском учении).
    Мне кажется я понял мысль.
    Люди привыкли держаться за известное. Дом, местность, люди, работа и много что ещё. Это точки опоры . Они создают иллюзию защищенности, стабильности.
    У кого в жизни были ситуации, когда весь привычный уклад рушился думаю поймут мой пример :
    Положим, что человек живёт в неком кубе, символизирующем хорошо знакомое его окружающее. И вдруг пропадает верхняя граница, которая защищала «от дождя», пропадают «стены «, на которые привык опираться, а следом пропадает и пол…
    Нет точки опоры, нет знакомой обстановки и ты словно в невесомости без привычных ориентиров.
    Примерно тогда наступает понимание того, что описано в данной главе. Откинув рамки знания о мире и перестав говорить ему каким он должен быть можно услышать, что он сам расскажет о себе.
    Имхо. )

  5. Irosh сказал:

    Интересный подход к передачи информации. Дело не в том сколько по колличеству строк написано, тут главное суть, а в ней намного больше скрыто, главное понять глубину и масштабы информации.
    Нас окружают огромный мир, который нужно изучать,понимать, принимать и главное чтобы хватило этой жизни понять хотя бы малую толику. Хотя принимать тут определение не верное, добиться чтобы вселенная нас приняла.

Добавить комментарий