Демонология для чайников. Часть вторая.

В этой статье я продолжаю изложение основ сложнейшей науки демонологии простыми и понятными словами. По крайней мере, стараюсь. Данный материал опирается не на какую-то отдельную традицию, а представляет собой маленький кусочек общей суммы знаний о демонологии, как об искусстве работы с демонами без привязки к конкретным пантеонам и традициям.

Часть первая — здесь.

«Где эта улица, где этот дом?» (с)

В головах основной массы народа укоренилась весьма простая картинка мироздания, отдающая глухим средневековьем. Выглядит она примерно так: на небе сидят Боги, по земле ходят люди, под землей живут демоны. То есть копни поглубже и докопаешься до Ада. А если копать еще упорнее, то можно прорыться в какие-то еще более мрачные миры.
Вроде современные люди, вроде все понимают, что если долго копать, то можно выкопать только глубокую яму. И демонов в ней не будет. Максимум — будет мантия Земли… Однако же все почему-то в глубине души верят, что демоны — они внизу. Так «прошито» где-то в дремучей части нашего сознания. В реальности же все обстоит несколько иначе, как вы наверное понимаете более логичной частью своего разума.

Так где же обитают демоны?
Помните, Шекспир сказал, что Ад пуст, все демоны здесь? Он, конечно, имел в виду несколько иное, однако довольно забавно «попал пальцем в небо». Дело в том, что миры людей, демонов, мертвых или же «небеса Богов» разделены не геометрическими параметрами.
Есть две такие вполне себе физические величины, которые можно с той или иной степенью аналогии «натянуть» на колдовскую картину мира — это Частота и Энтропия. Почему с той или иной? Потому что они не вполне однозначно описывают ситуацию, но дают весьма неплохое представление о ней.
Давайте начнем с частоты. Наверное, тут можно привести пример из физики. Есть две системы, два колебательных контура, находящихся геометрически рядом и способных работать в одной полосе частот. Если один контур начинает вибрировать, то второй начинает откликаться — тоже вибрировать. Это явление называется «резонанс» — избирательный отклик колебательной системы на периодическое воздействие внешней силы с частотой, близкой к собственной частоте системы. Когда практик производит работу по вызову той или иной сущности, то он определенным образом меняет свойства своего сознания, тела, пространства вокруг себя, вызывая вибрации в определенной полосе частот, соответствующей естественно полосе частот обитания вызываемой силы. И тогда все происходит как с колебательными контурами из примера — он начинает воспринимать призываемую сущность. Правда, и сущность начинает воспринимать его более качественно, что чревато гастрономическим интересом к практику с ее стороны.
С энтропией все немного сложнее. Говоря очень упрощено, энтропия — это степень хаоса системы. В мире людей глобальная энтропия присутствует, но она сравнительно невысока по отношению к среде обитания демонических сил. По крайней мере, для нас актуально понятие пространственных координат, а для них — не особо. Они «размазаны» в пространстве, занимая не геометрические координаты, а определенные промежутки в своей полосе частот. В мире же мертвых энтропия еще выше, что обеспечивает не только oотсутствие координат пространственных, но и полное отсутствие течения времени. Проще говоря, там все еще менее упорядочено, чем «у нас».
Если пойти в противоположном направлении, то в тех мирах, которые мы именуем «небеса Богов» энтропия стремится к нулю, потому-то эти миры и считаются местом «хранения» основных законов вселенной, по которым существует все упорядоченное. Примером может служить Правь древних славян — мир исток законов всего сущего.

Еще раз хочу заметить, что на деле все существенно сложнее, но мы же вроде бы простым языком договорились? Если изобразить все это на рисунке, то получится примерно следующее:

Виды демонов

Демон — не абсолютное понятие, их существует несколько «разновидностей». Это нужно хорошо усвоить прежде, чем вообще пытаться как-либо с ними взаимодействовать.
Начнем с того, что градуировать демонов по уровню сил и возможностей — дело неблагодарное и весьма бестолковое. Знать всех демонов невозможно, тем более постоянно плодятся новые (в том числе и силами людей). Так же невозможно объективно оценить силу каждого отдельного инфернала. Тому, кто не знает о существовании слона, и корова может показаться сильной, образно говоря. Поэтому мы классифицируем представителей инферно по уровню их воли. Вроде бы, я говорил об этом в первой статье, но на всякий случай повторю более подробно.

— Самые слабые в аспекте воли — бесы. Они могут обладать большой или малой силой, быть именованными или неименованными, но всех их объединяет одно — их воля чрезвычайно слаба. Они не могут сами придумывать себе работу помимо той, которую уже многократно выполняли, не могут принимать решений, крайне слабо подаются обучению. Да, взаимодействие беса и человека (основной его пищи) может прогрессировать и развиваться, но это обучение человека, а не беса. Жертва подстраивается под своего «наездника», а не наоборот.

— Далее следуют черти. Они слабее бесов, их горизонт возможностей существенно уже. Однако, они умнее, хитрее, сообразительнее и мгновенно усваивают «уроки». Их воля находится примерно на уровне средней человеческой. Следует отметить, что понятие «черт» вообще-то свойственно довольно узкому перечню традиций. В основной массе их можно отнести к самым слабым представителям следующей группы.

— Далее — демоны. Этих «граждан» существует такое количество групп, видов и мастей, что можно не одну книгу написать по классификации, поэтому мы просто условно поделим их на «младших», «именованных» и «высших».

— «Младшие» демоны — это сущности, имеющие довольно высокую волю и узкие зоны ответственности. Их такое количество, что никто толком не знает их по именам. Наверняка видели такие описания: «Демон Вован, в его подчинении стопятьсот адских легионов». Так вот младшие — это те, из которых эти легионы и состоят в основной массе. Они тесно связаны с человеческими качествами, в основном — со всякими «грешками», или с тем, что считалось таковыми в той или иной культуре.
— «Именованные» — это ребята куда как посерьезнее. Существует множество вариантов списка именованных демонов, но самый, пожалуй, известный — это список 72 имен Лемегетона. Здесь тоже есть персонифицированные пороки, желания и страсти человека, правда, куда более глобальные, чем в первой группе, но есть и более серьезные сущности, например — воплощения неких правил (не путать с законами) этой вселенной.
— «Высшие» тоже представлены в колдовской и мифологической литературе несколькими вариантами списков, но тут хотя бы количество почти везде одинаковое — по 12-13 имен. В данную категорию попадают те демоны, которых в народе принято называть «демонобоги» или «зверобоги». Мне ни то, ни другое название не симпатизирует, потому что отдает какой-то дешевой мистикой, но может кому-то так понятнее. «Богами» демонических миров их называют потому, что исторически они когда-то и были Богами. У них были свои культы, почитатели, им поклонялись целые народы на протяжении сотен и тысяч лет, им приносили жертвы, строили храмы. Примеры — Молох, Ваал. Просто у людей так принято, что сначала верят в одних Богов, потом приходят соседи, завоевывают и объявляют прежних Богов — плохими, злыми, вонючими и вообще демонами. Естественно, у этой «касты» воля такого уровня, что человек и рядом не проходил.

Эмблемы

Еще одна «фишка», связанная с иерархией и вообще устройством демонов — это «эмблемы». Наверняка вы слышали или читали такое «Демон Вася имеет 10 эмблем». Что это значит с прикладной точки зрения?
Независимо от природы демона (персонификация, бывшее Божество и тд), его мощь может быть настолько велика, что даже в рамках своего мира он находится под угрозой распада. Ну, как с воздушным шариком в вакууме — если давление снаружи существенно меньше давления внутри шарика, то его просто разорвет. И тогда демон выделяет отдельные свои качества в обособленную сущность, со своим индивидуальным именем, обликом и качествами. Естественно, эмблема — не отдельная личность. По сути, демон со всеми своими эмблемами — это некий муравейник, имеющий общее сознание, но каждая часть которого представляет собой почти самостоятельную субличность. Существо, построенное по принципу муравейника, практически неуничтожимо, его части невозможно подчинить по отдельности, а мощь каждой части может стремительно меняться. Из широко известных примеров — Элигор с его эмблемами.
Тем не менее, наличие эмблем — это не универсальный показатель мощи демона. Есть такие, чья власть настолько велика, что им нет необходимости разделяться, выделяя в отдельные сущности свои качества. Они вполне себе властны над законами своего мира в местах своего пребывания. Пример — Ваал, который вообще бывший Бог, однако представляется единым целым.

Только ли Инферно?

Почему-то демонами называют только тех тварей, которые обитают в прослойке между миром живых и миром мертвых. Ну, иногда сюда относят еще тех, которые шляются по земле, в мире людей. Это не совсем верно.
Например, в мирах посмертия так же есть сущности, которые не имеют отношения ни к порокам, ни к прежним Богам, но они тоже весьма сильны. Их суть — в той или иной форме охоты, и в основном — на человека. Здесь «естественные» обитатели миров посмертия самых разных традиций — Эмпуса, Эврином, Горго, Мормо, Стиги и тд. А есть и существа, которые в мифах считались чудовищами и были «убиты» тем или иным путем, однако их сила настолько велика, что они не уничтожились полностью, а «переехали» в мир мертвых.
Все они являются могущественными существами, созданными с единственной целью — убийство, уничтожение, разрушение. Они — воплощения не рассуждающей, истребляющей силы, стихийного уничтожения, но по сути своей — тоже демоны. Хотя и мира мертвых.

На этом пока закончу, даже выводов делать и итогов подводить не буду. Материал лучше подавать частями, так он лучше в голове укладывается :)

  1. Заум сказал:

    Разрешите пару вопросов:)

    Стало интересно, а что именно в человеке едят демоны и чудовища? И почему именно это? И откуда «это» в человеке берется? И есть ли другие носители «этого», кроме человека?

    И еще один момент — инфернальные сущности (по крайней мере, некоторые) не ощущаются как холодные, скорее наоборот. Почему? По идее должны бы, у них же частота ниже, нет?

    • Вопрос давний, так что позволю себе подменить Селара, а он, если пожелает, поправит либо уточнит сказанное.

      Энергетика и жизненная сила. Второе — очень плохо и трудно восполнимо, именно поэтому присосавшаяся тварь способна «сожрать» человека в его физическом варианте воплощения. Убить если по простому, хотя, строго говоря, убийством это назвать сложно. «Причинение истощения, повлекшего за собой летальный исход» )

      Потому что это вкусно и питательно. И потому что больше как бы и нечего, не мясо же жевать бестелесными зубами. Кстати говоря — если сумеет довести до полного истощения, то тварь ждет небольшой пир — эманации умирания. Плюс остаточная энергетика, дух, которому вряд ли удастся ускользнуть.

      Любое живое существо. Но к неразумному плотно присосаться сложнее, оно инстинктивно отвергает чужеродное внимание. Ну и объемы «припасов» там гораздо скромнее, см. сроки жизни.

      Нет, не должны. Это чисто индивидуальное восприятие, к тому же часто завязанное на стереотипах, если проводится осознанно.

    • Как это я пропустил…
      А, не. Ясно, почему пропустил.

      Стало интересно, а что именно в человеке едят демоны и чудовища?

      — Кто силу, кто плоть… При этом «сила» и «плоть» — огромный спектр понятий, от «боли» до «душ» и тд.

      И почему именно это?

      — Потому что у конкретных видов жрало приспособлено именно под конкретную «пищу» ))

      И откуда «это» в человеке берется?

      — Само выросло.

      И есть ли другие носители «этого», кроме человека?

      — Даже в черепашке есть плоть. Если поковыряться. И ее можно заставить страдать. Если очень надо.

      И еще один момент — инфернальные сущности (по крайней мере, некоторые) не ощущаются как холодные, скорее наоборот. Почему? По идее должны бы, у них же частота ниже, нет?

      — Потому что, например, большинство пороков сопровождается повышением температуры )) Шучу.
      Сто раз писал. Ощущения — субъективны.

Добавить комментарий