На одном форуме возникла тема, которая сначала показалась мне забавной. Называлась она «Демоны и Духи», и основной вопрос темы состоял в том, что автор затруднялся провести некую черту между этими двумя понятиями. Ну в самом деле — разве можно спутать?.. А потом подумал, поставил себя на место молодого неофита и понял — можно. Особенно, если не можешь сформулировать для себя что такое дух и что такое демон :)
Привожу мой ответ. Может, кому и здесь пригодится:
Демон — от греческого «даймон» — в переводе «божество».
Само понятие «демон» свойственно только довольно молодым культурам или описаниям древних культов с точки зрения современной теологии и терминологии. Еще за 2 тыс. лет до р.х. вас бы просто не поняли, если бы вы воспользовались этим словом.
Все демоны соверменного мира — это или ассимилированные божества древнего мира (примеры: иудейская Лилит = шумерское Лили-ту или Ли-лу [точно пока неизвестно], иудейский Вельзевул = аккадский Баал-зе-буб), или совокупные пресонификации человеческих бед или пороков.
Все «демоны» древнего мира — это сущности класса божеств, просто ранг у них разный.
Например: Пазузу, Хумвава, Акхкхару — имена этих «демонов» восходят по древности к «банановым» языкам, то есть к тем временам, когда первая обезьяна научилась объясняться не только палкой, и уж понятием «демон» точно не владела )) Утрирую, но тем не менее, это период около 6-10 тыс лет до н.э.
Духи — это ооочень обширный класс сущностей. Изначально, в глубокой древности, под «духом» понимался только один тип этих существ, который в современной терминологии называется «дух-призрак», то есть дух умершего, который, как изначально считалось например в том же Шумере, добрым быть не может. Действительно, чего ему быть добрым, если в их традиции считалось, что дух-призрак (лу-ли-ла) может вылезти из Кур (мира мертвых) только если про него забыли потомки, перестали ему приносить жертвы, и он в виду этих грустных обстоятельств сильно проголодался :)
Позже, с усложнением воззрений человека на мир, усложнилась и система его представлений о духах. Предположительно, сначала появились духи мест: дух леса, дух моря, реки, ближайшего страшного камня и т.п.
Потом появились духи стихий. Но это произошло позже, когда человек стал понимать, что твердое — это не жидкое, огонь почти разумен, но больно злой, а воздух дает жизнь, потому что если его доступ в глотку перекрыть, то можно получить духа-призрака :)
Прошло еще …дцать сотен лет и хитрожопые иудеи (это не разжигание розни, они правда хитрожопые) решили собрать в отдельный класс еще группу духов, а именно — «духов именованных», как их сначала назвали. То есть это такие специальные духи, у которых есть имена собственные и которые связаны с той или иной легендой Писания. Например, можете себе представить Духа Моисеева Жезла? А он есть. Или Духа Магии Вообще. Так и написано — «Магии Вообще». А звать его Самаель. Очень многострадальное имя, кого им только не называли.
К более-менее серьезным сущностям из класса именованных можно отнести Во-Аеля. Его описание гласит «Дух Призраков». Я не знаю, откуда он взялся и откуда унаследован, но по практике проверено — дядька очень серьезный.
Отдельный очень большой класс духов — это духи, условно называемые «шаманскими». Сюда входят духи-хранители, духи вещей, духи животных (транспортных, так же хранителей и проводников) и прочие.
Итак, если резюмировать эту импровизированную классификацию, духи бывают:
— Призраки.
— Мест.
— Стихийные.
— Именованные.
— «Шаманские».
Отдельное внимание обычно уделяется «полудухам». Термин ввел, если мне память не изменяет, академик Рыбаков. Но могу ошибаться — не буду утверждать. Суть понятия в том, что полудух — это существо, которое на полных правах живет и в мире материальном, и в нематериальном. То есть обладает способностью проявляться вполне физически так же как и исчезать.
Полудухи в основном привязаны к местам. Например, к полудухам относят Домового, Овиника, Банника, Мирошника, Шишимору, Лешего (Лешака) и прочих домашних, лесных, полевых и т.п. «обитателей».
Лично я не вижу особой разницы между понятием «Дух места» и «Полудух», за исключением того, что Домовой может вполне материально охреначить сковородой. С точки зрения практики, суть у них в точности одна и та же. Но вот почему-то из-за периодической «материальности» их принято выделять в отдельную группу.
Как-то так.