Размышления об Иреме

Итак, Ирем…

Идея о том, где может находиться упомянутый в Некрономиконе и в арабских сказаниях легендарный Город Колонн или Многоколонный Ирем, пришла мне совершенно случайно при обстоятельствах, которые иначе как совпадением не назовешь.

Мне позвонила давняя подруга – достаточно известный практик, поэтому назовем ее просто Х – и в разговоре рассказала, что ей приснился странный сон. Все детали сна я упоминать не буду, да и слишком долго пришлось бы рассказывать о том, как описывает демона пустыни или песчаного стража человек, не знакомый с традицией, к которой они относятся, но суть была в следующем:
Во сне Х явилась некая женщина, которая по ходу сна совершала поступки, позволившие мне довольно точно определить ее, как песчаного стража. Это существо в образе женщины позвало Х с собой, но она отказалась, все же спросив – куда ее зовут? Тогда существо написало на бумаге слово «Сейла».

Я бы не придал значения рассказанному мне сну, если бы ни одно «но». Сны этой моей подруги всегда были чем-то особенным – например, они несли важную информацию или предсказывали события.

Итак, что мы знаем из очевидных источников?

Ирем в Некрономиконе:

«Самое сердце тайного культа расположено посреди непроходимых пустынь Аравии, где, затаившись среди песков, на которые не бросал взгляд ни один смертный, грезит во сне Ирем, город Колонн [Столпов]»

В Некрономиконе Тайсона, в главе «Многобашенный Ирем, его чудеса и ловушки» говорится, что город находится в глубинах пустыни и когда-то он был большим центром, с хорошо политым садом. Ирем лежал на караванном пути, поэтому был довольно богат. В городе были башни, колонны, огромные подземелья и купола.
Город был разрушен катаклизмом.

Энциклопедическая справка:

Ирам, или Ирам многоколонный, Ирем (араб. Iram dhāt al-`imād) — мифический древний город, упоминаемый в Коране и многих доисламских источниках. Его радужные башни, построенные из металла и драгоценных камней, по преданию, были воздвигнуты во времена царствия Шаддада, адитского правителя, предположительно где-то на территории современной Сахары. Башни Ирама упоминаются под несколько более древним именем в мифах египтян. По одной из легенд, дорогу в Ирам можно найти, если разгадать головоломку, зашифрованную в самой легенде о Ираме.
По легенде, Ирам был разрушен по воле одного из богов (в Коране говорится что им, естественно, был Аллах, у других источников есть свое мнение на этот счет). Говорится, что «ветром шумящим», бушевавшим семь ночей и восемь дней, был стерт с лица земли город Ирам и что пески поглотили земли его народа. Однако так как по легенде указывается, что до той катастрофы пустыни, где похоронен Ирам, не существовало, и так как по другой легенде место погребения Ирама очень похоже на пустыню Сахара, учитывая оцениваемый в 2,5 миллиона лет возраст Сахары, можно предположить, что город Ирам — такой же миф, как и легенда об Атлантиде. Однако в начале 1990-х гг. археолог Николас Клэпп обнаружил руины города в Йемене, которые предположительно принадлежат легендарному городу Ирам.

Заметка 1.
Мифический Ирем арабов и Ирем Некрономикона – оба разрушены катаклизмом.

Заметка 2.
Там, где был город, пустыни не было. После катаклизма – стала пустыня. Значит, он был или в оазисе, или на части оазиса. Известно, что небольшие оазисы или части больших оазисов иногда заметает песком при особо сильных песчанных бурях. Точно так же их может снова очистить от песка.

Результаты поиска.

Я обратился к средствам поиска. В результате мне удалось получить единственную ценную крупицу информации. Оказалось, что Сейла – это маленькое, но древнее поселение на территории Египта. Находитря рядом с оазисом Эль-Файюм. Больше про это поселение ничего неизвестно.

Заметка 3.
Ага! Оазис.

Посмотреть на карте.

Продолжив поиск в очевидном направлении, я стал смотреть, что такое Эль-Файюм.
В результате обнаружилось следующее:
Эль-Файюм — город в Среднем Египте, расположенный в одноимённом оазисе и окружённый со всех сторон Ливийской пустыней. Население 227 300 жителей на момент 1986 года.
Старое название Файюма – Шедит. В окрестностях и в самом городе проводились раскопки (Флиндерс Питри), в результате которых были обнаружены остатки усыпальниц, храмов и погребальных пирамид. Более поздние названия Файюма-Шедита – Город Гадов, Крокодилополь, Арсиноя (во времена Птоломеев).

Заметка 4.
Из первой энциклопедической справки мы видим:
«Его радужные башни, построенные из металла и драгоценных камней, по преданию, были воздвигнуты во времена царствия Шаддада, адитского правителя, предположительно где-то на территории современной Сахары».ъ
Из Википедии:
«Фараоны 12-й династии часто имели местопребывание в Файюме, который назывался тогда Шедит».

Покровителем города был Себек.

Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона:
Себек (греч. Souchos), древнеегип. божество с головой крокодила: сопоставлялось то с богом земли Кебом, то с солнечным божеством Ра (С-Ра), то с Осирисом

Заметка 5.
Город Гадов с покровителем Себеком. Что-то мне подсказывает, что такое название и появление такого покровителя у города связано явно не с плантациями ромашек.
Вместе с тем, в Некрономиконе с отчаянным упорством повторяется про скорпионов, змей и прочих гадов, в большом количестве попадавшихся автору на его пути поисков.

Но самое интересное – именно в (рядом с) Эль-Файюмом находился Лабиринт, описанный Геродотом. Вот про это сооружение есть уже побольше информации.

Энциклопедическая справка:
«… «Храма при входе в озеро» (Лопе-ро-унт), воздвигнутого около 2100 до н. э. фараоном Аменемхом III у подножия пирамиды его имени, на берегу Меридова озера, в настоящее время провинции Фаюм, в среднем Египте. Геродот, Диодор Сицилийский, Страбон и Плиний оставили описание этого египетского лабиринта, считавшегося одним из семи чудес света.
То было колоссальное гранитное четырёхугольное здание, состоявшее из трёх массивных корпусов, охватывавших с трёх сторон внутреннее пространство длиной около 200 м. и шириной в 170 м., четвёртая сторона которого примыкала к вышеупомянутой пирамиде.
В этом внутреннем пространстве находилось несколько дворов, обставленных колоннами, и крытых гипостильных зал. Само же здание включало в себя множество комнат и коридоров, расположенных частично выше поверхности почвы, частью под землёй. По словам Геродота, число таких помещений простиралось до трёх тысяч.
От фаюмского лабиринта, бывшего, по всей вероятности, пантеоном египетских богов до нашего времени дошли только жалкие развалины, по которым нельзя составить даже представления о нём…»

Учитывая все вышесказанное и особенности архитектуры Лабиринта (колонны, крытые залы, наземные и подземные помещения и т.п. — все это есть в описании Ирема), я вполне допускаю, что Ирем и лабиринт Шедита – это одно и то же место.

 

  1. Daltus сказал:

    Какой бы укуренной не была ментальная конструкция… Коэльо (! и =.=») в «Алхимике» расположил, собственно, Алхимика, неподалёку от оазиса Эль-Фаюм. Надеюсь, совпадение, или придётся серьезно пересмотреть отношение к литературе)

Добавить комментарий