Заметка. Чайная церемония

Справедливости ради, в самом начале стоит сказать, что чайную церемонию в той или иной форме используют во многих странах. Основными же фанатами этого дела являются Япония и Китай. Но, не смотря на то, что японский вариант гораздо сложнее и предъявляет больше требований как к процессу, так и к участникам, авторами этого действа все же были именно китайцы.

Я не буду долго распинаться на тему философской составляющей и всяческих национальных особенностей, а просто изложу как это делаю сам )

Атрибуты.

Для начала определимся с минимальным комплектом предметов, которые потребуются. Вообще, их существует гораздо больше, чем тут будет перечислено, но мы не будем ударяться в фанатизм.

Чабань или чайная доска. Это приспособление, на котором располагаются все наши предметы. Конструктивно чабань представляет собой сооружение из бамбука, дерева или камня, в котором есть основная рабочая поверхность (где расположены все предметы), емкость для воды и иногда — сливное отверстие, через которое лишняя вода стекает по трубке в установленную ниже емкость — бутылку, ведро или еще что-то подобное.

Самые простые чабани делают из бамбука. Это дешевый материал, который легко обрабатывается, мало весит, но имеет один недостаток — он недолговечен. Через некоторое время бамбук начнет трескаться, загибаться и создавать прочие препятствия к получению максимального удовольствия от применения. Поэтому доски из бамбука требуют правильного ухода. Кто-то рекомендует новую доску протирать вощеной тряпочкой, а лично я просто каждый раз после чаепития протирал ее насухо. Сейчас я использую куда более «навороченную» версию чабани :)

Далее идут чабани из массива дерева. Это более дорогой вариант, но чабань из массива может служить годами и даже десятилетиями, постепенно покрываясь сетью мелких неглубоких трещин, которые не портят вид, а наоборот добавляют некого шарма к облику. Сразу видно — вещь старая, наработанная, со своей энергетикой.

Самые дорогие чабани делаются из камня. Эти практически вечны, но очень дорого стоят, потому что делаются именно из природного камня, а он, как известно, разной формы и размера. То есть промышленно производить такие чабани — более чем затруднительно. Ну и весят они тоже, надо сказать, немало. Некоторые доходят до тонны, правда это уже не столько чабань, сколько чайный стол.

Чайник. Это — душа, суть и смысл всей церемонии. К выбору чайника подходят очень основательно, оценивая его по массе параметров. Правильный чайник должен быть из мелкодисперсной глины, быть звонким, давать ровную струю, крышка не должна люфтить, а при вращении в горловине она должна давать приятный ровный звук. Ну и понятное дело — чайник не должен протекать. Ни из-под крышки, ни в каких бы то ни было других местах. Если в процессе пролива заткнуть отверстие на крышке, то струя должна прерваться полностью — это тоже показатель качества чайника. Особое внимание при выборе чайника истинные ценители уделяют еще и его уникальности. Оптимально, если чайник вообще существует в природе в единственном экземпляре, даже если он — классический, что дальше некуда. Гарантией этого является авторская работа — авторские (мастерские) чайники делаются вручную, инструментами, передаваемыми из поколения в поколение. В этом случае даже два вроде бы одинаковых внешне чайника не будут одинаковыми по своей сути. Для китайцев это очень важно.

Следует отметить, что обычно под каждый вид чая используют отдельный чайник. Это связано с тем, что глина пропитывается вкусом чая, дополняя потом каждую новую заварку своим устоявшимся ароматом и делая чаепитие из именно этого чайника уникальным и неповторимым.

Чахай. В переводе это слово означает «чаша справедливости», но в России как-то прижилось слово «сливник». Представляет собой сосуд, похожий на кувшинчик или кружку, как правило — из прозрачного стекла. Конечно, канонические сливники делают из глины, но по мне стеклянный куда приятнее — в нем всегда видно тот напиток, который ты будешь пить. Можно насладиться еще и внешним видом, цветом и тд. Чахай нужен для того, чтобы слить в него настой из чайника, а потом уже разливать по чашкам. Почему «чаша справедливости»? Потому что по мере слива настоя из чайника, его крепкость меняется. Чем ближе к началу слива, тем настой более слабый, чем ближе к концу, тем более крепкий. В чахае же настой перемешивается и становится одинаковым по крепкости во всей емкости. Ну а заодно он немного остывает, что особенно актуально для черного пуэра, который заваривают крутым кипятком.

Ситечко. Вроде бы, чисто технический элемент церемонии, который очищает напиток от взвеси, чаинок, от пуха (если заваривается чай из молодых листочков). Но для китайца ситечко — это еще и символ чистоты, очищения, отделения плотного от тонкого, земли от воды и так далее.

Чашки. Для чайной церемонии используют маленькие чашечки без ручек, по сути — пиалки, но по форме они могут быть самыми разными. Объем чашек подбирают так, чтобы если разделить объем чайника на количество участвующих в церемонии + 1, получалась емкость чашки. Почему +1? Потому что в чайной церемонии участвуют не только люди, но еще и чайная фигурка и сам чайник.

Чайная фигурка. Это не совсем инструмент церемонии, а именно что атрибут. По сути, это некая языческая составляющая процесса — изображение того символа, существа или духа, с которым владелец церемонии разделяет свой напиток. В Китае верят, что каждый тип фигурки приносит что-то хозяину. Трехногая жаба — деньги и благополучие, два сплетенных дракона — счастье, один дракон — силу, мудрость, власть, почтение, свободу и тд (в зависимости от того, какой именно это дракон — в Китайской мифологии их много), лотос — здоровье и просветление, ну и так далее. В процессе церемонии, фигурку и сам чайник поливают чаем из чахая, разделяя с ними свой напиток.

Помимо перечисленного, используются: разные формы пинцетов для чашек, ножи для пуэра, сосуды для «дышания чаем» (по сути — для нюханья сухой заварки), ложечки, пилочки, ковырялочки — хренова туча того, что лично я не использую. Ну, разве что нож для пуэра — это просто удобно.

Иногда вместо чайника используют гайвань — пиалку с крышкой, в которой заваривают чай. Но как правило, ее применяют только тогда, когда нет времени на нормальную церемонию или же для не особо дорогих гостей, вроде покупателей в чайной лавке. Поэтому я ее никогда не использую — чай надо пить вдумчиво, а не на бегу. Если же гость НЕ дорогой, то пусть он пьет чай дома у себя, а я с кем попало чай не пью — это не водка.

Порядок чаепития.

Рассказывать буду на примере черного пуэра — моего любимого чая. Для остальных чаев отличие состоит только в температуре воды, которую используют для заваривания. Черный пуэр любит кипяток, а все остальные чаи — чем светлее, тем холоднее вода. Самую холодную (60-70 градусов) используют для белого чая.

Итак, кипятим воду. Вода очень сильно влияет на вкус чая, поэтому я использую только чистую несоленую минеральную воду из бутылок или же (если нет возможности достать нужную) — воду, пропущенную через хороший фильтр.

Пока вода кипятится, специальным ножом (пуэрный нож) отламываем нужное количество пуэра от лепешки. Это делается на устойчивом столе, перемещая нож в лепешке плашмя, от выемки в ее центре к краю. При этом нужно стараться отламывать ровные пласты, чтобы минимально ломать прессованный лист.

Количество сухой заварки определяется на глаз. Лично я кладу столько, чтобы когда она распустится в горячей воде, заняла почти весь чайник. Мне так нравится. А вы уж смотрите по своему вкусу.

Кстати, о количестве заварки. В Китае любят слабенький пуэр по нашим меркам. Им непонятно, как мы пьем такой крепкий, что аж почти черный. Их пуэр — это светло-коричневый напиток.

Заварку сразу в чайник не кидаем. Сначала снимаем крышку и обдаем сам чайник и крышку кипятком. Всю воду сливаем в чабань и только потом кладем заварку в чайник и заливаем ее кипятком.

Закрываем чайник крышкой и сразу же сливаем всю воду из него в чабань, стараясь намочить ее равномерно — это залог того, что ее не перекосит от разницы температур на поверхности, и на прослужит вам долго.

Заливаем заварку кипятком второй раз и теперь уже сливаем ее в чахай. Сливаем сразу, держать воду в чайнике нельзя. Из чахая поливаем фигурку, сам чайник (стоящие на чабани) и оставшееся разливаем по чашкам.

Пьем эту (вторую) проливку — знакомимся с чаем.

Снова кипятим воду и делаем то же самое.

Хороший пуэр можно проливать 10-15 раз, а особо старый иногда выдерживает и более 20 проливок.

Когда из чайника начинает литься светлый настой, заварку выбрасывают. В России любят в этой ситуации залить кипяточком еще раз и подержать подольше — авось, еще заварится, но так делать не стоит. Прежнего вкуса не получите, а то, что вам отдаст отвар вместо настоя, может и не пойти на пользу.

Уход за предметами.

Запомните, что чайник и фигурку нельзя мыть. Точнее, их нельзя мыть в обычном понимании — губкой или моющим средством. Закончили чаепитие, взяли чайник, высыпали из него весь мусор и обдали кипяточком. Закрыли крышкой и оставили стоять на чабани до следующего раза.

Фигурку же не моют вообще. От этого она покрывается патиной быстрее, чем чайник, но такова ее роль.

Все остальные предметы чайной церемонии можно и нужно мыть по всем правилам и нормам санитарии и гигиены. Особенно чашки.

Не забывайте выливать воду из чабани и протирать ее насухо — это обеспечит ей долгий срок службы.

Вроде бы все рассказал. Позже дополню фотографиями :)

  1. Silverthorn сказал:

    Я бы даже, наверно, скащал, что чайная китайская церемония — это своего рода магическое действо. Открыв ее для себя абсолютно недавно, могу сказать, что ты словно на время церемонии выключаешься из этой реальности ) Думаю, было бы неплохо сделать чаепитие своей хорошей привычкой )

Добавить комментарий