О составлении личной иерархии.
Когда человек начинает интересоваться демонологией, одним из первых встающих перед ним вопросов оказывается вопрос об иерархии демонов. Как правило, неофит еще не понимает, что вообще такое «демон», но уже хочет знать «кто тут главный».
В сети лежит масса литературы о демонах, написанной в самые разные эпохи (в основном, конечно, новодельной) и самыми разными авторами с разным уровнем религиозности головного мозга. Но классикой жанра являются «Гоэтия» и «Псевдомонархия Демонов». От них и пытаются отталкиваться современные начинающие демонологи, что на мой взгляд — ошибка. В Гоэтии иерархия приведена в соответствии со средневековыми европейскими представлениями о рангах. Современному человеку это даст не очень верное представление. А «Псевдомонархия» — вообще какая-то ересь местами, да простят меня поклонники архаики ))
Как правило, начальное представление об иерархии демонов составляется потенциальным демонологом самостоятельно, в два этапа. Я говорю не о тех, кто изучает демонологию в рамках какой-то узкой традиции или некоего сообщества, имеющего свой сформированный подход к данному вопросу. Речь тут о случае, когда практик не загоняет себя в рамки школы, а изучает весь доступный объем знаний и переводит его в личный опыт. Итак.
Первый этап — это составление иерархии на основе истории культов и личных представлениях о природе человеческих страстей/пороков, а так же традиционных ключей. Практического опыта еще как такового нет, а материалов по культурологии и истории — масса, поэтому они и служат отправной точкой для формирования личного представления. Обычно, это выглядит примерно так. К примеру, если демон когда-то был богом какого-то народа (Молох, Ваал и тд), ему приносили большие жертвы на протяжении веков, то он располагаются высоко в иерархии. Если демон является непримиримым истребителем, то его ранг тоже довольно высок, ибо смертны все без исключения. Если демон олицетворяет какой-то простой порок (сладострастие, чревоугодие, властолюбие и тд), которому подвержена основная масса людей, то чуть ниже, но тоже не низко — ведь его «понемногу кормит» изрядная доля человечества. Самые нижние — «исполнители желаний», которые легко выходят на связь и дорого берут за сотрудничество. Ну а «на дне» иерархии — всякие черти и бесы.
Второй этап формирования иерархии начинается много позже, когда практический опыт демонолога вырастает, и градация перестраивается в соответствии с уровнем воли тварей. Чем выше воля, тем выше положение в иерархии. Об этом я в общих чертах писал во второй статье по демонологии.
Но без личного опыта подобную «волевую» градацию составить в принципе невозможно, потому что эталоном для оценки тут выступает личная воля мага, проявленная на практике. Никакое теоретизирование о вероятном личном могуществе и стойкости никогда не даст вам сколько-нибудь достоверного представления о том, как вы себя поведете на ритуале призыва. Даже если вы годами отслужили в горячих точках, работали в службе спасения, в медицине и тд, то есть навидались такого, что средний человек и представить не может — столкновение с проявленным иррациональным может вывести вас из равновесия на раз. Что уж говорить о необходимости это иррациональное подчинить, принудить и призвать к покорности, одолев его своей волей. Поэтому только опыт применения своей воли в конкретном аспекте, лежащем за гранью привычного мировосприятия, даст вам возможность трезво оценить уровень своей состоятельности и сформировать эталон, относительно которого вы сможете провести градацию изучаемых сил и явлений.
Естественно, вряд ли кто-то сможет в реальности призвать Ваала или Люцифера и оценить силу их воли )) Но тут как раз вам сможет помочь классическая литература: если вы отчетливо понимаете, каких сил вам на опыте стоило призвать кого-то из мелких демонов, всегда можно провести примерную (а точная вам никогда и не понадобится) оценку уровня тех, кто властвует над целыми мирами таких вот «мелких».
Важно понимать, что на практике вас интересует именно та часть иерархии, которая вам хотя бы теоретически подвластна или которой можете оказаться интересны именно вы в настоящем или обозримом будущем. Именно ей нужно уделить наибольшее внимание и время. Все остальное — оно «где-то там, за горизонтом», когда приблизитесь к нему, тогда и займетесь классификацией. Иначе, вместо практического подспорья в своей работе, вы родите очередную «Псевдомонархию», уложив на это дело годы, которые могли бы провести с большей пользой.