Баран

У древних семитов изображение овец как ценных домашних животных встречается в VIII веке до н. э. Позднее овцы (голова барана) как мерило ценности изображались на античных монетах, чеканенных в Малой Азии. Именно для народов Ближнего Востока, а затем для всего семитского и позднее всего мусульманского мира овцы и баран как признак, означающий вожака овечьего стада, предводителя овец, сделался символом почета, достатка, богатства. Образ барана внушал уважение на всем Древнем Востоке.
Символика барана встречается в различных вариациях — агнец, руно, голова барана, бараньи рога, — но, в силу исторических причин, существенно различается у разных народов а также зависит от конкретного вида изображаемой эмблемы (вся фигура животного, его руно, голова или одни рога). В образе овна сочетается символика плодовитости и жертвенности. Овца олицетворяет кротость, невинность, спокойствие, мир, терпение, смирение. Также может означать беспомощность и неразумное следование за лидером. В современном постсоветском понимании овца чаще всего ассоциируется с толпой и ограниченностью кругозора.

В религии древних народов и баран, и овца выступают как угодные богам жертвенные животные. Самым чистым жертвенным животным считается ягненок, символизирующий непорочность. Поскольку овцеводство играло большую роль у скотоводческих народов, существовали ритуалы с использованием молока, жира, шерсти овец. Мотив овечьего руна как символа плодородия часто встречается в ритуалах, связанных с образом мирового дерева. В хеттских ритуальных текстах шерсть также связана с вечнозелёным деревом елью. Белая овечья шерсть, как и сами овцы, фигурирует в ивановских праздниках у славян.
Овца — символ плодовитости. Римляне в античные времена приносили овец в жертву не только на алтарях того или иного божества, но и во время праздников урожая, а также, как пожелание доброго потомства для молодых пар.

В Калмыкии, Южном Алтае, Туве, Бурятии изображение бараньих рогов в национальном орнаменте — почетный символ настойчивости, упорства в достижении цели. Заклание трёх баранов рассматривалось как очистительная жертва у ингушей.
В Индии, Пакистане и Бангладеш изображение бараньей головы и в наши дни служит распространенной эмблемой высшего качества товаров.

Овен в астрологии — первый знак зодиакального Круга, вступающий в силу в момент весеннего равноденствия. Поскольку Зодиак — символ цикла существования, Овен, его первый знак, олицетворяет первопричину бытия, творение, начало природного цикла, рассвет, весну и живительное солнечное тепло.
У йоруба (Западная Африка) — символ и атрибут бога грома Шанго.
У бауле — солнечный баран символизирует оплодотворяющую силу.
Голова барана на вершине колонны — олицетворение аккадского бога Эа.
Наряду с быком выступает символом солнечной энергии, жара и плодовитости. У бауле — солнечный баран символизирует оплодотворяющую силу.

Баран у кельтов знак плодородия и хтонического начала, атрибут богов войны.
Образ змеи с головой барана — сочетание мужества и обновления, связан с Цернунном.

Кость черного барана служит защитой от водяного.
Выметая мусор, волочат по дому овечью шкуру, веря, что от этого змеи и ящерицы подохнут или убегут со двора (макед.).

Лодыжки барана от ишиаса.
Ставят на границах своих владений шесты, с воткнутыми на них бараньими головами, обращёнными на восток — для предохранения скотины от падежа.
Астрагал — это сустав из задней ноги барана. В традиционном сознании кость как средоточие жизни выступала и исходной точкой ее развития. Сохранению костей, как бы аккумулирующих жизненную силу, придавалось большое значение в быту коренных народов. «Бараньи астрагалы приносят счастье»,- говорили жители Тувы. Взрослые и особенно дети специально собирали их, накапливая до тысячи, и закапывали в зимнем загоне для овец, так как считали, что кости приносят счастье и способствуют размножению скота. Разрушение же костей было чревато утратой плодородия, удачи в разведении скота.
У некоторых коренных народов, нанизанные на нитку, как бусы, альчики подвешивались над колыбелью младенца в качестве погремушек. Астрагалы, также использовали в качестве бабок для игр, где все решало какой стороной упадет косточка.
Алтайские мастера делали костяные амулеты, называемые кезером. И делали их из копыт живущих на Алтае животных: косуль, марала, архара, барана, а так же из трубчатых костей этих животных. Оберег путешественника изготавливали из костной части копыта.
Шкура использовалась в качестве оберега.
Жилы использовались для наказания вора.
Баранью лопатку используют, как основной инструмент для предсказания судьбы человека. В процессе гадания, вываренную в воде и очищенную остатков мяса и хрящей правую баранью лопатку держат над открытым огнем до тех пор, пока кость не потрескается. После этого ведун приступает к толкованию результатов. За основу выбирается самая длинная продольная трещина, обозначаемая как «линия жизни». Поперечные трещины, лежащие справа от основной линии, предвещают радостные события в жизни человека; слева — препятствия и дурные предзнаменования. Чёрное пятно является знаком смерти, и чем ближе она располагается к «линии жизни», тем быстрее человек можете умереть.

Добавить комментарий