Про решения

Хочу немного поговорить про такую тему как решения, с точки зрения бытовой психологии, на понятном языке.

Бывает такое, что человеку вдруг становится трудно принимать те или иные решения. Я сейчас говорю про самые бытовые вещи, а не про какие-то стадии расстройств вроде депрессивного синдрома или что ещё чего похуже. Просто, в обычной жизни, в обычном режиме человеку почему-то становится все труднее и труднее принимать решения. Иногда доходит до того, что данный процесс начинает даваться ему прямо с физическим трудом.

Как я уже сказал ранее, причин для этого может быть масса, вплоть до неврологии. Но давайте рассмотрим самую распространенную. Она есть в жизни практически каждого, даже если вы ее и не замечаете.

Каждый человек живёт в определённом локальном коллективе. Неважно, семья это, занимающая много времени работа, просто какой-то постоянный круг общения. И вот хочет он что-то сделать. Ну, например, пойти в магазин или гулять. И говорит: «я пошёл гулять». А ему коллектив: «ты подумай, может быть сначала надо сделать что-то другое, вот это, или ещё вот это…» Человек задумывается. В принципе, советы разумные и рациональные. Это вроде бы хорошо. И он идёт делать то, что ему посоветовали, а не то, что собирался самого начала.

Когда это происходит не на регулярной основе – это нормальное, здоровое общение. Но когда это происходит постоянно, общение становится скрыто-токсичным, и человек начинает отвыкать от самостоятельного принятия решений. Потому что принятое решение – это то, которое ты не просто постановил себе выполнить, а именно воплотил в жизнь.

Как следствие, постоянное непрямое влияние на принятие решений приводит к несамостоятельности и зависимости. Отвыкнув принимать решения, человек становится подвержен влиянию, его адаптация к существованию в социуме перестает быть личностно-ориентированной и постепенно утрачивается.

Подобную картину мы нередко наблюдаем и в вопросах колдовского обучения. Если учитель постоянно корректирует решения ученика, он делает его несамостоятельным. А какой смысл от обучения, которое не приводит ученика к самостоятельности и самодостаточности?

К этим рассуждениям меня привело наблюдение за учебным процессом у даосов в Китае и чтение литературы о даосском обучении.

Даосский наставник не подсовывает решения ученику, не осуждает его собственные решения, он позволяет ему ошибаться там, где ошибка не станет фатальной. Потом помогает понять последствия ошибок и дает необходимые знания для их самостоятельного исправления. Таким образом человек – ученик – получает не только знания, но и необходимый опыт.

Сам я давно использую те же приемы в своей преподавательской практике, но полезно посмотреть на процесс и со стороны. Становятся заметны многие свои недоработки.

PS. Вообще мне кажется, что если бы люди стремились в первую очередь не управлять другими, а научить их тому, чем сами владеют лучше, у нас было бы намного более здоровое общество :)

Добавить комментарий