В одном чате возник вопрос: «а куда деваются души животных после смерти?»
Прежде, чем говорить о том, куда «деваются» какие души, давайте попробуем определить само понятие «душа».
Есть концепция (я не утверждаю, что она единственно верная), в соответствии с которой можно условно разделить понятие «душа» на три части.
Первая часть – Анима – это так называемая «животная душа». То есть то, что делает организм живым. Она есть и у одноклеточных, и у высших животных. Полагаю, что она есть и у других объектов природы. Не у всех конечно, но почему бы ей не быть у растений, например?
Вторая часть – Психе – то, что дает живому возможность сознания (в частности — различные проявления коллективного). Это не совсем душа в ее мистическом смысле, это скорее душа в смысле переходного процесса между Анима и следующей частью.
Третья часть – Нус – это то, что дает существу свободу волеизъявления и «потенциального богоподобия». То есть возможность действовать не только под влиянием инстинктов и рефлексов, но и делать что-то на основе положения «на то воля моя», в большинстве случаев как раз вопреки инстинктам.
С точки зрения науки, все три части представляют собой одно целое, и оно является продуктом сложных химических реакций. Степень развития этого целого связана с уровнем развития мозга, для Психе — с наличием «социума», а для Нус — еще и с наличием разума.
С точки зрения мистики, эти части разделяют.
Анима присуща всем живым существам.
Психе — людям и некоторым высшим животным, способным к человеческой модели социализации. То есть способным образовывать некие не то чтобы общества, но хотя бы коллективы с числом участников более двух, с установленными правилами и ролями, а также нормами поведения.
Нус присущ только человеку, но присущ именно в качестве потенциала — он есть может развиться до того или иного уровня у любого человека, но если вы поместите человека с рождения в общество животных, то Нус останется неразвитым.
Теперь, что касается посмертия.
Как я уже сказал, согласно этой модели, Анима присутствует, как минимум, у всех животных. Соответственно, после смерти она просто распадается, точно также как и тело.
Психе просто перестаёт быть. Потому как не является объектом ни с точки зрения материи, ни с точки зрения энергии. Это особенность конструкции. Погибает конструкция – перестает быть Психе. Прекращается как процесс.
А вот Нус… Тут можно рассуждать очень много и долго. Никто не знает достоверно, что с ним происходит, но большинство религий подразумевает наличие какого-то загробного мира в той или иной форме. У колдунов тоже есть об этом свои представления, но я постараюсь в этой заметке оставаться в рамках рассматриваемой модели.
В частности, именно применительно к Нус я неоднократно приводил пример с океаном и стаканом воды — он наиболее качественно отображает мой подход к данному вопросу. Сейчас я попробую его кратко изложить.
Представьте себе, что вы выливаете стакан воды в океан и тут же зачерпываете новую воду. В полученном объеме несомненно окажется несколько молекул из предыдущего. Но в подавляющей массе это будет новая вода — та, которой раньше в этом стакане не было. Точно также и человек, умирая, сливается с неким… Ну давайте скажем Единым (а что это такое – поле, существо, божество, мир какой-то – этого никто не знает). Возможно, что каждый новый человек, растворившийся в этом Едином, вытесняет из его «объема» столько же, сколько в него добавил. Ну как если вы возьмёте ведро полное воды до краев и выльете в него стакан. Через край перельется такой же объем, как вы вылили в ведро. И этот вытесненный объем формирует новую «душу» в новом человеке.
Конечно, это очень упрощенная модель. Однако, если рассматривать её в более полном объеме, то она достаточно хорошо объясняет один из важных религиозных вопросов – людей на свете становится все больше, откуда берутся новые души?
Вот оттуда и берутся. Просто представьте себе, что в неком условном «мире мёртвых», в котором находится этот самый «океан» из приведённого примера, вообще нет времени. В принципе, как параметра. А если нет времени, значит нет и пространства в привычном нам геометрическом понимании. Это мир, который образован другими векторами – не геометрическими. А в нашем мире время есть. Это значит, что даже если предположить объем этого «океана» чем-то ограниченым, то количество «воды» попавшей в наш мир неограниченно ничем – пространство без времени может создавать бесконечное число проекций на пространство, в котором есть время.
Но это уже наверное сложно для неподготовленного читателя. Кто понял, тот молодец 🙂
Возвращаясь к посмертной судьбе животных с точки зрения этой модели, можно сказать, что у них просто нет никакого посмертия. По крайней мере такого, которое в чем-то походило бы на человеческое представление о нём.
Наверняка, Анима может какое-то время существовать «по инерции» в виде «призрака» или чего-то подобного, если животное было сильно привязано к какому-то человеку, например. Но постепенно она всё равно рассосется и растает, растворившись в мире.