Ежевика

Планета: Венера
Стихия: вода

У некоторых народов ежевика является священным растением.
Приписывали способность своими шипами защищать и охранять территорию и жилище, скот, а так же людей.
Обряды плодородия и увеличения финансов.
Ритуалы на красоту, молодость.
Французы не едят ежевику – ее черный цвет якобы от плевка дьявола; англичане не собирают эту ягоду после 11 октября, когда, по преданию, в ежевичные заросли угодила нечистая сила, разразившаяся при этом проклятиями из-за уколов колючек.
Сбор ягоды после 11 октября (Михайлов день по старому стилю) был под строгим запретом и сулил несчастье и потери.
Колючие кусты ежевики высаживались вдоль забора для защиты жилища и домочадцев от нечистой силы и недоброго глаза.
Ежевика используется в качестве оберега; через венок, в который вплетали побеги ежевики или через ворота, украшенные ежевикой, пастухи-овчары в Юрьев день прогоняли стадо с пожеланием: «Как вас не задела ежевика, так бы не цеплялась к вам магия».
В венки, которые освящали на праздник Божьего Тела, в день Успения Богородицы и вешали на внешней стене дома при входе, вплетали ежевику для защиты от грома (пол.).
Ежевика защищала от ведьм наряду с крапивой, шиповником, кленом, осиной (в.полес.).
В Средне-Словац. обл. в постель новобрачных клали кустик ежевики.
В Верхней Крайне, чтобы ребенок начал ходить, его проводили под ежевикой, верхушка побега которой вросла в землю или потихоньку вели ребенка по ежевике, положенной на пороге дома.
В Кратове (Македония) беременная женщина опоясывалась синей тканью, в которой было зашито ежевичное семя, которое охраняло ее от порчи. В похоронных обрядах юж. славян прутом ежевики измеряли покойника, по этой мерке копали могилу и мерку закапывали вместе с ним; ежевикой опоясывали покойника (болг.); сажали куст ежевики или клали ее стебли на могилах, чтобы умершие не превратились в вампиров (Пирин). В Хорватии (Криже вац) умершую беременную женщину хоронили, опоясав ежевикой.
Применение ежевики в обрядах, направленных на увеличение плодородия, основано на народной этимологии: серб. купити «собирать» — купина «ежевика». В Сретечкой жупе пролезали под ежевикой, затем выкапывали ее корни, завязывали в тряпку и дома привязывали над очагом, [чтобы урожай, счастье, удача собирались в доме].
Для успешного разведения птицы ее кормили в круге из стебля ежевики в день св. Игната (Болевац). Ежевику давали скоту для здоровья и обилия молока (сербы-граничары).
На Юрьев день под побегами ежевики пролезали жнецы, чтобы во время жатвы у них не болела спина (серб., макед.); через венок из ежевики или под растущим кустом ежевики протаскивали больных эпилепсией, людей, заболевших «самодивской» болезнью (болг.).
Больные лихорадкой прижимали три кустика ежевики камнем к земле с угрозой: «Когда меня отпустит лихорадка, тогда я вас отпущу» (Черногория).
При воспалении слюнных желез три листа ежевики окунали в корыто, из которого пьют куры, терли ими по очереди под языком у ребенка и бросали назад через голову (Родопы).
При ревматизме тремя листьями ежевики по очереди дотрагивались до больного места так, чтобы колючки зацепились за кожу, после чего листья затыкали под камень за стрехой (Демир-Хисар).
Изгоняя болезнь из скотины, один из участников обряда говорил другому: «Режь, разрезан [болезнь], брось в ежевику, у дороги» (ю.вост. Герцеговина, Попово Поле).
С помощью ежевики ведьмы наводили порчу на людей, сделав порошок из сушеной ежевики (чеш.); отбирали молоко у чужого скота на Юрьев день или Вознесение.
В Словении ленивым и неприветливым девушкам вместо майского дерева в ворота затыкали ежевику и крапиву.
В зарослях ежевики хоронили «вурдалака» (Далмация), там же, по поверьям, мог обитать вампир (сербы Попова Поля), самовилы (Македония). В таких местах запрещалось ночевать (макед.)
В песнях юж. славян юноша обращается к ежевике с просьбой задержать убегающую от него девушку, зацепившись за ее одежду; в макед. песне девушку сравнивают с ежевикой. В болг. песне ежевика по ночам превращается в девушку.

Добавить комментарий